Главная » 2016 » Декабрь » 13 » Дочки-матери: работа над ошибками
13:09
Дочки-матери: работа над ошибками

Дочки-матери: работа над ошибками

У любой женщины есть или была мать. Отношения "мать-дочь" - универсальный повод и вечная тема женских разговоров. В соответствии с нашими культурными идеалами, матери положено быть нежной и любящей — и ее дочери тоже.

Но у взрослой женщины возникает множество эмоций, далеко не всегда положительных, когда речь заходит о ее матери. Отношения с матерью могут быть гармоничными, а могут быть - сложными или враждебными. Самое интересное, что они почти никогда не бывают нейтральными. Разбираться в них выпадает на долю всех женщин в тот или иной период их жизни, а может быть, и на протяжении всей жизни.

Я предлагаю поговорить о материнско-дочерних отношениях, которые в течение жизни претерпевают неизбежные изменения. Необходимо знать обо всех важных этапах развития отношений в паре "мать-дочь", чтобы сохранить теплые чувства, в которых нуждаются все женщины и не делать серьезных ошибок.

К сожалению, нередки случаи, когда мама из близкого человека становится для дочери врагом, в то время как сама она считает, что дочка от нее отдалилась.

Специалисты в области семейных отношений разделили отношения между мамой и дочерью на три этапа:

1. Мама обними меня;

2. Мама отпусти меня;

3. Мама отстань от меня.

В действительности, отношения гораздо более многогранны. Поэтому разговор лучше начать с самых распространенных ошибок в системе "мать-дочь". Эти ошибки лучше не допускать при воспитании своего ребенка. Cтатья основана на тексте выступления Екатерины Елисеевой: Мама и дочка: когда не все гладко.
 

1. Я сделаю из тебя то, чем не стала сама.

Дочь в символическом смысле является для матери зеркалом, в котором та видит собственное отражение. Женщины подсознательно отождествляют дочь с собою. Нередко матери даже трудно понять, где проходит граница между нею и дочерью.

Неявным, а иногда и явным образом мать сообщает дочери, какой она хочет ее видеть, чем дочь может и должна быть, и дочь, вырастая, сознательно и бессознательно соотносит себя с ожиданиями матери. А дальше начинается жестокая борьба за сходство и несходство, от которых страдают обе стороны.

Считая дочь своим "вторым я", "улучшенной версией" женщина старается ее воспитывать сообразно своим представлениям о том, что лучше всего для дочери, пытается компенсировать все недостатки своего жизненного пути. "Пусть у нее все будет не так, как у меня, гораздо лучше".

Часто идеалом выбирается то, в чем не преуспела сама мать, то, о чем она мечтала. Так девочку отдают на танцы, мама мечтала стать балериной, на музыку, мама сама не научилась играть на фортепиано и т.п. При этом многие женщины не обращают внимания на то, к чему стремится сам ребенок, какими способностями он обладает.

Между мамой и дочкой начинаются конфликты. Мать злится, что ребенок не ценит того, что для него делается. А девочка хочет заниматься любимым делом, а не тем, что угодно маме.

Если дочь по своей природе послушна, если она слепо доверяет матери, то она изо всех сил пытается следовать навязываемой жизненной схеме, "впихнуть себя в придуманный образ", испытывая страх не соответствовать идеалу. В этой ситуации конфликт выражается в вечной тревожности дочери "разочаровать маму", а затем и другие значимые "материнские" фигуры. Она пытается загнать "раскол" вглубь себя, и возникает скрытый невроз.

 

"Клетка, которую ощущают многие из нас, - это структура, созданная проекциями наших родителей и главное – матери, которые накладывают на нас эти проекции"

Л.Леонард

 

Потребность доказать что-то своей матери, добиться у нее признания, может стать для женщины навязчивой идеей.

Я написала картину — зеленое небо — и показала матери.
Она сказала: наверное, это неплохо.
Тогда я написала другую,
зажав кисть в зубах — смотри, мам, без рук —
и она сказала: ну что ж, это могло бы заинтересовать кого-то,
кто знает, как это было сделано; но не меня...

Леденящее душу стихотворение Синтии Макдоналд называется "Достижения": героиня сыграет концерт Гуно с филармоническим оркестром, и мать опять скажет: ну что ж, неплохо. И героиня в следующий раз будет играть с Бостонским симфоническим, лежа на спине и держа кларнет ногами — смотри, мам, без рук. Она приготовит миндальное суфле, сначала так, а потом — без рук и так далее.

Вы уже все поняли: ей никогда не услышать того, ради чего все это делается. Многие из нас тоже так пробовали: не с мамой, так с папой. Финал такой:

Так что я простерилизовала свои запястья,
произвела блестящую ампутацию,
выбросила руки и отправилась к матери.
Но прежде чем я успела сказать: смотри, мам, без рук! —
она сказала: у меня для тебя подарок.
И настояла, чтобы я примерила детские голубые перчатки —
просто убедиться, что с размером все в порядке.

Комментарии излишни.

А как чувствует себя мать?

"Поиск смысла жизни в детях и только в детях может дорого стоить и ей. Он отдает вампиризмом. Возможно, это "поиск суррогата" родительской любви, которую она недополучила в детстве, а дети — что-то вроде наркотика, это волшебное зеркальце, которое всегда скажет: ты самая лучшая мать. 

Та, которая слишком стремится быть идеальной матерью, обязательно будет этого добиваться за счет подавления в ребенке всего, что не есть ее идеальное "отражение". Если ребенок — девочка, шансы на освобождение ниже. 

"Зеркало" все равно рано или поздно даст трещину — и возникнет напряжение, а то и конфликт. Если нет, дело обстоит еще хуже: вы все встречали пары, где мать и дочь были связаны пожизненным "клинчем", при этом мать была сильней. Зрелище не для слабонервных: никаких подруг, мужчин, вообще ничего, что может "разгерметизировать" эти отношения слияния, симбиоза. 

Полная беспросветность, потому что для любви и уважения нужна какая-то дистанция, какое-то пространство. Да, в конце концов, эти две женщины друг другу просто неинтересны — в отличие от матери и дочери, установивших нормальную дистанцию, которым есть что друг другу рассказать, есть над чем вместе посмеяться или всплакнуть".
 

Е.Михайлова

Учитывайте желания ребенка, чтобы не сделать его несчастным.

 

2. Ты у меня в неоплатном долгу.

Когда дочь становится самостоятельной, мама часто не может с этим смириться. Одиночество, неумение организовать личную жизнь приводят к тому, что мать оттягивает на себя максимум дочернего внимания ("Я не для того тебя рожала, чтобы…"). Дочь либо становится пленницей маминых капризов, либо возникает конфликт, в котором мать в результате остается одинокой.

Весь ужас такого положения показан в фильме "Пианистка" (1983) Михаэля Ханеке с Изабель Юппер и Анни Жирардо в главных ролях и в романе Эльфриды Елинек, по которому снят фильм.

Эрика - сорокалетняя профессиональная пианистка постоянно проживающая вместе с матерью, не такая уж и редкость для незамужней женщины в наше время.

"Эрика явилась в мир не раньше, чем минули трудные годы супружеской жизни. Как только отец передал эстафету дочери, он незамедлительно "покинул сцену".

Эльфрида Елинек

 

"Эрика появилась, отец исчез, - невозможно лучше выразить "вытеснение" отца ребенком. Это вытеснение позволяет матери переместить другое существо, полностью подвластное ее воле, на место отца. Отцовское участие редуцируется до функции воспроизводства, и все лишь для того, чтобы обеспечить матери любимую игрушку ее нарциссизма - подпорку дефективной идентичности."

Эльячефф К., Эйниш Н.

В таких семьях дочь часто лишена выхода из закупоренных отношений с матерью, лишена притока свежего воздуха и свободы, прикована к стареющей матери.

В фильме и соответственно в романе представлен целый каталог извращений, с помощью которых дочь сигнализирует о том, что "что-то сгнило в датском королевстве": мазохизм (психологический), который заставляет ее каждый вечер возвращаться к матери и садиться смотреть с ней телевизор, вместо того, чтобы жить собственной жизнью, вуайеризм, когда Эрика посещает порнографические заведения, где тайно наблюдает, как другие занимаются тем, чем она не может решиться заняться с мужчиной, саморазрушение, когда она режет свои половые органы лезвием бритвы, пытаясь напомнить, что между ее бедрами нечто взывает к жизни, и, умирает из-за отсутствия мужчины, мазохизм (физический), не позволяющий Эрике адекватно ответить на признание в любви одного из учеников.

В ее жизни нет и никогда не было места для взаимоотношений с мужчинами, ведь над ней давлеет тень Матери. Любое личностное развитие Эрики блокировано инцестуозными отношениями с ней - материнский запрет перекрыл все возможные пути перехода из состояния девочки в состояние женщины.

Вечная одинокая девочка - это плата за идею "Мама, я никогда не расстанусь с тобой".

Никто не спорит, что мама, воспитывая ребенка, умнее и опытнее его. Но, надо же вовремя останавливаться. Многие мамы в упор не видят, что девочка давно стала взрослой женщиной, которая имеет право на собственное мнение. Мать навязывает дочери свои установки, что приводит к конфликтам, или серьезно нарушает личную жизнь дочери. А ведь каждый из нас приходит в этот мир со своей собственной судьбой.

При другом сценарии развития отношений в один прекрасный день дочь-подросток, осознавший себя сформировавшимся человеком, и понимая, что "низы больше не могут, а верхи - не хотят", решается на открытый протест.

Ни к чему хорошему это не приводит - девочка, как правило, сама не знает, чего она хочет, просто сопротивляется давлению матери, но по-прежнему всецело от нее зависит. Подчиняется ли дочь или бунтует, в такой ситуации нельзя выиграть.

Не надо забывать о праве своих детей на личную жизнь.

 

3. А зачем нам папа? Он третий лишний.

В воспитании дочери папа тоже должен принимать участие. Многие мамы забывают об этом, полностью "оттирая" отца на задний план.

Для гармоничного развития девочки он необходим. И его надо не "вытеснять", а привлекать к общению с дочкой. А обычно бывает как? Как в грустной шутке: "В семье все решает папа. А кто папа – решает мама".

4. Твое место рядом со мной.

Следующая стадия развития конфликта - когда дочь выходит замуж или готовится к этому. В ее жизни появляются молодые люди, которые начинают значить для нее гораздо больше, чем родители, что часто вызывает ревность матери.

Если дочь все же решается на замужество, то мама часто не может с этим смириться и настаивает на совместной жизни всем кланом. А между тем молодая семья должна жить отдельно, должна взрослеть и набираться опыта. Жизнь под одной крышей губительна для всех членов семьи, даже если с виду все идет более-менее хорошо.

 

5. Ты так и не смогла выбрать достойного мужчину.

Тема тещи и зятя стала уже вечной. Сколько анекдотов существует – не пересказать. Подчас в борьбе с зятем, в "рассекречивании" всех его пороков мать разрушает семейное счастье дочери. Редко когда зять на самом деле является настоящим мерзавцем. Как правило, тёщю раздражают самые незначительные вещи.

Почему?

Мать бессознательно сравнивает избранника дочери с собственным идеалом "настоящего мужчины", и она нередко препятствует развитию отношений между влюбленными. Если дочь выходит замуж за "чуждого" матери человека, схема "светлого будущего" трещит по швам. В эту пору отношения между двумя самыми близкими женщинами могут надолго испортиться. В этом вопросе стоит себя сдерживать, чтобы не стать врагом собственной дочери.

Возможна и другая ситуация, если дочь послушно следует материнским установкам и отвергает не подходящих с ее точки зрения женихов. Когда девушке исполняется лет 25, мать начинает оказывать на нее давление, говорит, что пора замуж, предлагает свои варианты.

Многие дочери очень болезненно переживают такой конфликт: с одной стороны, они внутренне протестуют, с другой, по- прежнему доверяют матери. Возникает внутренний разлад - благоприятная основа для психоза. В этой ситуации можно посоветовать дочери принять одну из точек зрения - либо послушаться матери и выйти замуж.

Если удачно – будете счастливой, если нет – станете философом или психологом, возможны варианты. Либо отвергнуть предлагаемый ею вариант, ведь внешний, прямой конфликт протекает легче, чем внутренний. Если дочь твердо решила отвергнуть точку зрения матери, то сможет отстоять свою позицию и "погасить" конфликт.

Мать потому и давит на нее, что чувствует колебания. Кстати, если мать сама находит жениха для дочери, это не всегда плохо - ее жизненный опыт и знание людей часто помогают решить проблему, не всегда правда проблему дочери. Плохо, если для дочери замужество диктуется лишь желанием вырваться из-под опеки родителей.

Сначала она достигает этой цели, но когда рождается ребенок, дочь становится еще более зависима от родителей: как правило, молодая семья на первых порах не в состоянии себя обеспечить, да и с ребенком надо кому-то сидеть.
 

6. Отдайте внуков мне.

Когда появляются дети, во многих семьях начинается сближение матери и дочери, поскольку дочь, пройдя сама те же испытания, что и мать, начинает по-другому смотреть на мир.

Отношение к появлению внуков и своему новому статусу (бабушка) является результатом предыдущих ожиданий или опасений.

"Это событие может быть воспринято ими с жестокостью, с умилением или с юмором, в зависимости от их предшествующего отношения к приближающимся родам и реакции на сообщение дочери о своей беременности. 

Стоит заметить, что сама задача - стать бабушкой - не из легких. Мать взрослой дочери может в той или иной мере желать этого, принимать или испытывать на сей счет определенные опасения по вполне оправданным или не слишком благовидным соображениям, но никогда эта ситуация не является ее собственным выбором. 

Сложность состоит еще и в том, что бабушке предстоит пережить вместе с дочерью то, что она пережила когда-то вместе с собственной матерью, когда рожала дочь. Теперь она должна стать матерью матери, которая в то же время остается ее дочерью и которая ранее подчинялась ей или даже, возможно, подчиняется по-прежнему, а кроме того, признать ребенка, одновременно своего и близкого, так как это ребенок ее дочери, и вместе с тем далекого и чужого, так как это не ее ребенок"

Эльячефф К., Эйниш Н. "Дочки-матери. Третий лишний?".

 

Сближению чаще всего мешают разные точки зрения на воспитание детей.

"Передача дочери своего жизненного опыта, особенно при появлении на свет ее первенца, представляет собой серьезное испытание и во многом зависит от способности будущей бабушки поделиться своими знаниями и навыками, пока еще неведомыми молодой матери, а также от способности дочери воспринимать материнские уроки или умения отрешиться от них, если дочь почувствует в этом необходимость. 

Даже если женщина хотя бы частично не приемлет опыта своей матери или бабушки, ее реакция не заставит себя долго ждать: по меньшей мере, ей необходимо будет подтвердить этот разрыв и отказ пользоваться их опытом впредь"

Эльячефф К., Эйниш Н. "Дочки-матери. Третий лишний?".

Многие бабушки считают своих дочерей априори плохими матерями, хотя бы потому что они "плохие" дочери и буквально отстраняют их от воспитания. Таким образом, они сублимируют свои нереализованные материнские чувства.

Тогда возникает ситуация, когда с одной стороны, дочь, безусловно, благодарна за помощь, а с другой - хочет воспитывать ребенка по-своему, поэтому внутренне напряжена, готова отвергнуть любые советы и рекомендации матери, даже самые разумные, тем более что они иногда сопровождаются поучениями типа: "Ты у меня не удалась, второй ошибки не будет".

Чтобы сохранить хорошие отношения, обеим приходится постоянно сдерживать себя, напрягаться, чтобы найти общий язык. Все это похоже на езду на велосипеде: педали идут то вверх, то вниз, но все же неразрывно связаны между собой. Необходимо понимать, что воспитывать детей должны родители. Бабушки нужны лишь для помощи и любви.

Если отчужденность нарастает и есть возможность на короткий период разъехаться, пожить отдельно, то ее стоит использовать. Тогда каждая из сторон довольно быстро начинает ценить преимущества совместной жизни

Просмотров: 495 | Добавил: Shakira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar